Сен 21

Миротворческие силы

Власти Приднестровской Молдавской республики хотят продолжения конструктивного диалога с молдавской стороной. Однако Кишинев не готов и сегодня лишь занимается саботажем переговоров. Об этом в интервью РИА Новости заявил директор тираспольского Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников, комментируя заявление молдавского политического представителя Олега Серебряна о готовности обсуждать политический статус Приднестровья.

«Любой переговорный процесс начинается со встречи лидеров, в ходе которой закладываются контуры будущих договоренностей, а потом уполномоченные специалисты двух сторон оформляют это видение конкретным юридическим содержанием. Президент Красносельский предлагал Майе Санду именно такого рода механизм, общепринятый во всем мире. Но в ответ Тирасполь получает предложение приступить к политическому урегулированию на уровне профильных руководителей», - отметил Игорь Шорников.

По словам приднестровского политолога, Тирасполю таким образом показывают, что он не является равноправной стороной диалога и должен находить свое место в составе Молдавии в соответствии с ее законодательством.

«Думаю, что молдавская сторона, выступая со встречной инициативой Тирасполю, и рассчитывала получить примерно такой результат. Переговоры сейчас Кишиневу не нужны. По факту мы видим саботаж урегулирования с молдавской стороны», - пояснил эксперт.

Он напомнил, как на днях Олег Серебрян откровенно раскрыл современные подходы Кишинева к переговорному процессу с Тирасполем в ключевой фразе: «Мы будем говорить о статусе Приднестровья, а не о статусе Молдовы». Причем, по словам молдавского переговорщика, статус Приднестровья для Кишинева очень ясно определен законом 2005 года «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра». Серебрян указал, что этот закон был принят парламентом абсолютным консенсусом всех политических сил Молдавии – уникальный случай в молдавской истории.

По мнению приднестровского политолога, преодолеть тот консенсус молдавский политический класс не в силах, отчасти поэтому переговорный процесс застопорился на долгие годы.

«Но, если быть откровенными, что этот закон значит для приднестровцев с формально-юридической точки зрения? Ничего. Собрались какие-то люди, которые никоим образом не представляют население Приднестровья, и почти единогласно решили, как приднестровцам жить, на что приднестровцы имеют право, а на что нет. Поэтому закон 2005 года – это документ для внутримолдавского пользования, на который приднестровцы особого внимания не обращают», - подчеркнул Игорь Шорников.

Эксперт напомнил об одном важном моменте, который имеет гораздо большее значение, чем молдавский закон 2005 года – это общенародный референдум, прошедший в Приднестровье в сентябре 2006 года. На нем жители единодушно высказались за независимость своей республики с последующим присоединением к Российской Федерации.

«Важно, что Государственная дума России признала тот референдум легитимным. Это уже не внутриприднестровское дело. Вот об этом должна болеть голова у Кишинева. Итоги того референдума, это нечто большее чем решение парламента, и они гораздо в большей степени ограничивают Тирасполь в достижении компромисса с Кишиневом, чем тот же закон 2005 года ограничивает молдавских чиновников», - констатирует Игорь Шорников.

В существующих реалиях очень сложно преодолеть рамки закона 2005 года и рамки всенародного референдума в Приднестровье, считает эксперт.

«Понадобится другой закон и еще один референдум. Но, очевидно, что говорить о подобных теоретических возможностях должны не политические представители сторон, а главы государств. В Тирасполе к диалогу готовы, а в Кишиневе по-прежнему занимаются профанациями», - подытожил приднестровский политолог.

Владик Магу, специально для NewsPMR.Com

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей