Ноя 19

Итак, после 5 ноября можно сказать, что механизм переговорного процесса в формате «5+2» стартовал. 30 ноября – 1 декабря в Вильнюсе вновь будут говорить о конфликте на Днестре. При этом несомненно одно: приступив к диалогу, Тирасполь и Кишинёв по-прежнему абсолютно по-разному видят как механизм урегулирования, так и его конечные цели.

Прежде всего, обращает на себя внимание, что Россия старается запустить переговоры, невзирая на выборы как президента ПМР, так и на политический кризис в Молдове. А заодно – и на собственную череду выборов – думских и президентских. В чём тут дело? Есть версия, согласно которой Запад обещает помочь России получить безвизовый режим с Евросоюзом и вступить в ВТО. В пользу ВТО-шной версии говорит и согласие Москвы на мониторинг через швейцарскую фирму передвижения грузов по Абхазии и Южной Осетии.

Появляются и материалы, из которых следует, что в эти месяцы российская дипломатия пытается добиться в глазах Запада репутации конструктивной и миротворческой силы. Этот аспект носит лирический характер, поскольку в обстановке фактической интервенции сразу нескольких стран НАТО в Ливию, намёков на войну против Сирии и Ирана, такая репутация абсолютно бессмысленна. Сейчас в цене сила и умение отстоять свои интересы, а не уступки.

С безвизовым режимом тоже сложности. Германия – одна из «несущих» стран ЕС – устами своего президента заявила, что не готова к такому компромиссу с Россией. Остаётся ВТО, которая только убьёт, но не оздоровит российскую экономику. И, кроме того, западные партнёры гипотетически могут воздействовать как на либеральное крыло в российском руководстве, склонное к внешнеполитическим уступкам в духе Горбачёва-Ельцина, так и на тех конкретных чиновников, которые держат в ЕС и США свои деньги.

Пользуясь всем этим, Кишинёв попытается через Россию добиться от Тирасполя декларативного согласия на урегулирование конфликта в границах бывшей Молдавской ССР. Затем, добившись такой декларации, РМ желает избежать подписания равноправного горизонтального Договора о разграничении полномочий с ПМР. Кишинёв будет добиваться вертикальной схемы, когда статус ПМР делегируется «сверху», через Парламент унитарной Молдовы. Параллельно, только чуть позже, от России неизбежно потребуют вывода войск с берегов Днестра и замены миротворческого воинского контингента на миссию гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ.

Со своей стороны, ПМР на первых порах, как кажется, сможет избегать обсуждения статусных вопросов. Речь зайдёт о Регламенте переговоров, автомобильном и железнодорожном транспорте, возможности вывозить товары из ПМР прямиком на Украину без «крюка» через пункты на территории РМ.

Ещё одна линия противоречий будет между Россией и ЕС с США. В Москве планируют контролировать всю бывшую МССР. Об этом говорят слова главного российского переговорщика Сергея Губарева, видящего приднестровско-молдавский «разумный» компромисс, которым и должно заниматься постоянное совещание. Каков будет этот компромисс, повторение ли плана Козака или какой-то иной документ, пока сказать трудно».

Несомненно, эту линию России прекрасно видят и западные наблюдатели, а потому они сделают всё, чтобы молдавское руководство не согласилось на такой вариант.

Из всего этого можно сделать вывод, что стол переговоров станет очень быстро свидетелем конфликтов между приднестровскими и молдавскими переговорщиками, ставящими перед собой абсолютно разные цели.

Андрей Сафонов

Один отзыв на «Линии противоречий»

  1. Malibu пишет:

    сначала Молдова и ПМР должны поставить перед собой общие цели а потом сделать и первые шаги, а так с разными точками зрения далеко не пойдем, а это не так уж и хорошо

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей