Дек 19

Игорь Смирнов Понедельник, 12 декабря, стал днем ликования, «траура» (в зависимости от того, кто за кого голосовал) и, безусловно, днем ожидания – все ждали от ЦИКа оглашения результатов. Но комиссия озвучила их только в среду – после обеда. Эти почти три послевыборных дня, проведенных в томительном ожидании, буквально свели республику с ума. Везде – на работе, в маршрутках, магазинах, на домашних кухнях – говорили только о них – выборах. Они (выборы) вытеснили все остальные события из нашей жизни (забыла позвонить в центр матери и ребенка – дети-то хоть рождались в эти дни?) Даже обычно «плюющие» на политику с высоты своей обывательской колокольни граждане включились «в процесс».

Социальные сети «взрывались» от обилия информации и комментариев на все лады. И чем больше ЦИК хранила молчание, оттягивая под различными предлогами «момент истины» (много нарушений, Дубоссарская ТИК еще не сдала бюллетени и т.д.), тем выше повышался градус социального напряжения, тем стремительнее падал и без того невысокий индекс доверия к власти. Масла в огонь подливали многочисленные наблюдатели, стремительно поменявшие свое мнение относительно качества проведенных выборов.

Еще в воскресенье ТВ ПМР и ТСВ показывали их воодушевленные лица, их восхищение нашими самыми демократичными выборами и практическим отсутствием нарушений. А уже в понедельник, когда штабы кандидатов огласили предположительные и для власти неутешительные результаты, все вдруг спохватились и в один голос заголосили о массовых нарушениях. Действующий президент потребовал признать результаты выборов недействительными. ЦИК заявила, что в среду определится с этим вопросом, а заодно и с предварительными результатами. И если с итогами голосования и впрямь «не обманула», то по поводу признания/непризнания итогов выборов растянула интригу еще на два дня. Часом «Х» объявлена пятница. Страна вновь замерла в ожидании…

Паузу, которую тянула центральная избирательная комиссия, понять можно. Явная, убедительная победа Шевчука (перевес более чем в 30 тыс. голосов) над действующим президентом Смирновым, на поддержку которого была брошена вся мощь административного ресурса, и лидером партии «Обновление» Каминским, имеющим не менее прочный админ-финасовый потенциал, без сомнения, вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Многие аналитики назвали ее сенсацией. На Шевчука, которого в 2009 году «ушли» и «списали в политический тираж», лишенного «голоса», не имеющего информационного ресурса и слегка «подзабытого» народом, практически никто не ставил. Предполагалось, что основная борьба за президентское кресло развернется между Смирновым, все еще имеющем прочные позиции в республике в среде высших чиновников, защитников, казаков и т.д., и Каминским, поддерживаемым Кремлем. Но Приднестровье проголосовало иначе. Шевчук победил во всех городах и районах республики, даже в тех, которые традиционно считались «смирновскими» ( в понедельник говорили, что кроме Дубоссар, но в среду кандидат в президенты Е.Шевчук заявил журналистам, что и в этом городе его команда одержала победу).

Наша газета, кстати, еще на старте предвыборной кампании предсказывала, что поднятая «напоказ» сторонниками президента волна поддержки и одобрения – не есть показатель электоральных настроений среди самих пропрезидентских сил. В тишине избирательных кабин, наедине с самими собой они могут проголосовать иначе. Что, собственно, и получилось.

Чисто по-человечески, Смирнов – лидер Приднестровья, «отец нации» – не может уйти так, как ему приходится уходить – побежденным, сопровождаемым громкими скандалами и обвинениями «во всех тяжких». Смирновская эпоха должна была закончиться красиво и достойно – ну хотя бы в знак благодарности за его 21 год борьбы за нашу независимость. Но это был его выбор. Его осознанный выбор. Думается, Смирнова «погубили» его самонадеянность, случившаяся «оторванность от жизни» (за 21 год безграничной власти она может случиться и случается с каждым президентом) и …команда. Которая на протяжении 21 года «вдувала ему в уши», что он по-прежнему любим и почитаем народом. Которая ограждала его от «потрясений» и от реальной жизни, происходящей в республике и с нами, ее жителями (помнится, на одной встрече с медработниками он очень удивился, что у них зарплата -1000 рублей, а у техперсонала – 500 руб.). Которая и подготовила ему эту «политическую гибель», доведя своим неэффективным управлением республику до банкротства, до нищеты, до массовой миграции. Могу предположить, или даже почти уверена, что и накануне выборов, и в ходе их команда Смирнова горячо убеждала его в том, что все будет «тип-топ», что «все под контролем» и «выборы пройдут как надо, а главное, как надо посчитают голоса». В пользу этой версии говорит невесть откуда-то взявшиеся дополнительные почти пять тысяч избирателей, неразбериха с избирательной базой и «вынужденность» голосовать по дополнительным спискам. А ведь списки формируются исполнительной властью – госадминистрациями на местах, еще летом всех паспортистов «засадили» за работу по проверке всех данных. Не успели проверить? У нас что – Россия с ее почти 150 миллионами жителей?

Однако «тип-топа» не получилось – народ, проголосовавший «не так, как планировалось», отдавший свои голоса Шевчуку, дал понять, что он «разлюбил» своего лидера, что устал от «постоянства» одних и тех же лиц во власти, что устал ТАК жить.

Впрочем, сегодня (на момент верстки газеты – четверг, вечер), еще ничего не ясно, все еще более запутано и угрожающе. Народный Союз предложил президенту ввести особый режим и – вслед за ним – потребовал от ЦИКа не признавать результаты выборов, пригрозив «не выпускать членов комиссии из здания до тех пор, пока не будет принято это решение» и обвиняя их в «фальсификации выборов (это-то ЦИК, возглавляемую П.Денисенко, который давно и прочно считается «человеком Смирнова»?!). Да, чудны дела твои, Господи! Поразительно, но сегодня сторонники действующего президента, еще вчера пугавшие электорат с экранов телевизоров Каминским и Соиным, якобы завезшими в республику палатки и готовящие в Приднестровье второй Майдан, призывают сделать это, выйти на площади и отстоять республику (читай – президента).

Осознают ли они последствия своих призывов? Мы и так, затянув с оглашением итогов выборов, и так дали повод нашим оппонентам поехидничать по поводу демократичности наших избирательных процедур, если же вообще отменим их, то обрушим наш рейтинг (читай – и действующего президента) ниже плинтуса. Вся эта возня вокруг выборов не работает на имидж ни республики, ни главы государства. От него отвернётся не только собственный народ (вряд ли на следующие выборы он придет вообще, даже если его туда будут загонять палками), но и весь мир, включая Россию. Его власть будет нелегитимной (и об этом ему будут напоминать на каждом шагу, при каждой встрече в верхах, при каждых переговорах, если только мы не огородимся от всех колючим забором). Но что самое худшее – таким шагом будет окончательно делегитимирована приднестровская государственность. Таких результатов мы хотим?

Людмила Коваль

Отзывов (3) на «Конец эпохи»

  1. Mona Lissa пишет:

    И этот конец смирновской эпохи, станет началом новой Приднестровии, намного лучше и процветающей…

  2. Valentina пишет:

    К лучшей жизни в Приднестровии должны все стремиться: и люди все и президент с ними заодно. Он (президент) страны должен быть представителем своего народа и представлять его интересы на всяких международных конференциях и т.д. Он должен быть связанным с народом, выслушивать каждого гражданина своей страны и вместе принимать решения по поводу улучшения условий существования в стране, принимать во внимание все просьбы и жалобы людей и только в таких взаимосвязанных отношениях что-то удастся переменить.

  3. Malibu пишет:

    “все ждали от ЦИКа оглашения результатов. Но комиссия озвучила их только в среду – после обеда.”- торговались небось, ждал народ результатов аж неделю, и все таки Смирнов в пролете, даже связи ему не помогли остаться президентом

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей