Янв 20

Первый тур пятых по счету президентских выборов на Украине, прошедший 17 января, состоялся. И обошелся без чересчур громких скандалов, ставивших бы под сомнение его результаты. Это признал украинский ЦИК, признали практически все участники президентской гонки, это признали и международные наблюдатели. Причем, и это факт почти уникальный для постсоветского пространства, все без исключения международные наблюдатели -- от миссии СНГ до совместной миссии ОБСЕ, Европарламента, Парламентской ассамблеи Совета Европы и Парламентской ассамблеи НАТО -- признали эти выборы в целом соответствующими международным стандартам.

Сама Украина могла увидеть в итогах первого тура себя как в зеркале. Страна остается разделенной в своих симпатиях. Каждые семь из десяти избирателей, пришедших голосовать, по-прежнему делали выбор между хорошо им известными и, похоже, изрядно поднадоевшими Виктором Януковичем и Юлией Тимошенко. Чуть более 35% избирателей голосовали за лидера Партии регионов, 25% -- за украинскую «железную леди». Остальные предпочли отдать голоса заведомым лузерам гонки, что выглядит как принципиальный отказ в доверии фаворитам.

Именно за эти выпавшие из электоральной копилки Януковича и Тимошенко 30% голосов избирателей, а также за голоса тех, кто не пришел на выборы, и развернется яростная битва в предстоящие до намеченного на 7 февраля второго тура дни.

Юлия Тимошенко ринулась в эту атаку еще в воскресенье вечером, как только стали известны результаты первых exit-polls, указывавшие на более чем 10-процентный отрыв Януковича.

«Я ни при каких обстоятельствах не подведу вас. Вы никогда не пожалеете о своем выборе», -- обратилась она к избирателям на первом же ночном брифинге после окончания голосования. Вместе с тем, по мнению Тимошенко, результаты голосования говорят о том, что «Украина останется европейской демократической страной».
«Это значит, что шансов у Януковича, представляющего криминальные круги, не существует... Я убеждена, что рука Януковича никогда не ляжет на Пересопницкое евангелие для того, чтобы президент принял присягу», -- обосновала премьер-министр свой вывод о демократичности.

Покончив таким образом с Януковичем, г-жа Тимошенко занялась агитацией, как это умеет только она -- агрессивно и решительно. Она заявила, что у избирателей Сергея Тигипко нет другого выбора, как поддержать ее кандидатуру.

Сергей Тигипко -- земляк и ровесник премьера (через месяц ему стукнет 50), экс-глава нацбанка Украины и бывший вице-премьер, создавший партию «Сильная Украина», -- как известно, стал главным открытием первого тура, придя третьим к финишу с 13% голосов. Разумеется, его электорат, представляющий в основном городское население и интеллигенцию, разочарованную героями «оранжевой революции» и ее итогами, является основным ресурсом, на который рассчитывают финалисты второго тура. Однако сам Сергей Тигипко в ночь после выборов твердо заявил: «Никакой поддержки кому-то из них с моей стороны не будет. Я скажу своим избирателям, чтобы они сами принимали решение». По словам Тигипко, его команда не собирается растрачивать результат, полученный в первом туре, и намерена распорядиться им в ходе предстоящих в мае выборов в местные органы власти.

Но Юлия Тимошенко, атакуя сторонников Тигипко, в тот момент еще не знала изложенной им позиции и продолжала свое наступление. «Я допускаю, что Тигипко может нравиться Януковичу и Тигипко может поддержать его кандидатуру, -- сказала она. -- Но я знаю, что людям, которые голосовали за Тигипко, точно не нравится Янукович. Они никогда не допустили бы, чтобы Янукович стал президентом. Так как люди, которые голосовали за Тигипко, имеют достаточно высокий интеллектуальный уровень. Так как голосовать за Януковича -- это выбирать пещерное столетие. Тогда какой смысл был им голосовать за Тигипко?»

Судя по всему, именно в этот экстатический момент речи г-же Тимошенко дали знать, что Тигипко и сам уже выступил. Она быстро свернула свою яркую агиткампанию: «Люди должны оценивать такие заявления. Когда идешь в политику и декларируешь программу, то при этом ищутся единомышленники, чтобы воплотить ее в жизнь», -- сказала Тимошенко, едва скрывая разочарование земляком и, как некоторые убеждены, единомышленником.

Тем не менее некоторые украинские аналитики считают, что большая часть электората Тигипко (едва ли не две трети проголосовавших за него) может отойти к Януковичу. С большей вероятностью можно предположить, что Тимошенко найдет частичную поддержку среди тех, кто голосовал за Виктора Ющенко, экс-спикера Верховной рады и экс-главы нацбанка Арсения Яценюка и даже экс-министра обороны Анатолия Гриценко. Хотя последний более чем решительно уже заявил, что «лично вычеркнет обе фамилии (Тимошенко и Януковича. -- Ред.), потому что на самом деле большой разницы нет». «Там нет ответственности, нет морали... Но один из них, очевидно, победит. Я хотел бы, чтобы хватило здравого смысла без катаклизмов признать эту победу и дать шанс, -- подчеркнул он. -- Я не пойду в правительство ни одного из них. Я не поддержу ни одного из них. Это принципиальная позиция».

Гораздо более сложной представляется ситуация с пока еще президентом Украины Виктором Ющенко и не изменившими ему сторонниками, число которых составляет твердые 5% и оказалось даже больше, чем предсказывали социологи. Ющенко к вечеру вчерашнего дня еще не озвучил своего отношения к финалистам второго тура. Но он сразу признал результаты первого тура, тем самым признавая и свое поражение. Возможно, к этому моменту он уже слышал многих выступавших в ночных поствыборных телевизионных шоу, шедших в прямом эфире по главным украинским телеканалам, самые популярные из которых вели Савик Шустер и Евгений Киселев.

Слова, сказанные в этих телеэфирах, не могли не оказаться бальзамом для «уходящего в историю» третьего президента Украины. «Конечно, Ющенко как человек проиграл выборы, -- заявил известный украинский политолог Вадим Карасев, -- но выиграла его политика, свидетельством чего стали первые по-настоящему свободные выборы в стране». Действительно, и это отмечают многие наблюдатели, благодаря Ющенко свобода слова, свобода прессы, политическая конкуренция стали реальностью в последние годы на Украине. «Свидетельством этого стало само поражение Ющенко на выборах, -- сказал Вадим Карасев. -- Это значит, что административный ресурс не стал определяющим фактором выборов и до последнего момента никто не будет знать имя будущего президента».

Кроме того, в ближайшем окружении президента говорят, что «рано ставить точку на политической карьере Ющенко». Эти слова принадлежат заместителю руководителя его секретариата Марине Ставнийчук. «На этом этапе важно защитить то, что он выстраивал для этого государства, -- отметила соратница Ющенко. -- Глава государства в такой сложный избирательный период остается главой государства, а значит, и гарантом честного избирательного процесса».

Что это значит, можно понять по сюжетам развития ситуации после второго тура, которые видятся сегодня. Глава представительства Фонда Аденауэра на Украине Нико Ланге заметил по этому поводу в интервью «Немецкой волне»: «Для политической стабильности важно, чтобы во втором туре мы увидели существенный отрыв победителя. Ведь в ином случае споры о правомерности результата будут бесконечными».

Однако уверенность в том, что такой отрыв Виктору Януковичу удастся создать, не слишком велика. Разница между участниками выборов может быть сведена к нескольким процентам. И что тогда? Партия регионов приводит в действие свой план, в подготовке к которому регионалы уже выставили десятки палаток вокруг центров власти в столице, а БЮТ отвечает новым Майданом?.. И тогда снова патовая ситуация и, как в 2004-м, замаячит третий тур?

Вот тогда, как рисуют этот сценарий близкие к Ющенко политтехнологи, президент может выступить в роли третейского судьи: придет к нему, скажем, Виктор Янукович и попросит вмешаться, а в обмен на содействие (глава государства еще ведь сохраняет влияние на губернаторов и даже на часть силовых структур, к примеру на внутренние войска МВД или на службу безопасности Украины) предлагает Ющенко, предположим, пост премьер-министра...

Сказал же Янукович сразу после выборов, что «не против тех лозунгов», которые провозглашали «оранжевые» политики. «Я буду их выполнять в дальнейшей своей работе», -- отметил он. И это к вопросу о том, является ли лидер «регионалов» пророссийским политиком в том смысле, в каком этого хотели бы в Москве, -- в смысле сдержанности в деле евроинтеграции Украины.

Одним словом, украинские сюрпризы явно не заставят себя ждать -- и в предстоящие три недели, и в дальнейшем.

Аркадий Дубнов, Киев


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей