Окт 25

Сторонники Виктора Януковича и он сам утверждают, что более широкие полномочия нужны президенту для проведения крайне необходимых жестких реформ. На это хотелось бы надеяться, однако анализ поведения Януковича свидетельствует, что ему они нужны скорее ради личной власти, пишет Джеймс Марсон в статье, которую опубликовал интернет-портал издания Business New Europe.

Некоторое время между украинскими политиками и экспертами существовало единогласие в отношении необходимости внесения изменений в Конституцию страны. Но после того как в пятницу, 1 октября, Конституционный Суд отменил реформы 2004 года, таким образом вернув значительные полномочия Президенту Виктору Януковичу, возник вопрос: нужны ли были именно такие изменения?

Нет никакого сомнения в том, что распределение полномочий и процесс принятия решений станет более четким, ведь именно недостаток этой четкости вызывал внутриполитическую борьбу, которая затмевала годы правления предыдущего президента Виктора Ющенко и экс-премьер-министра Юлии Тимошенко. Постоянное противостояние между двумя лидерами оранжевой революции существенно ослабило борьбу правительства с экономическим кризисом последних двух лет, в результате которого экономика в 2009 году сократилась на 15%. Но ввиду того, что такой поступок был совершен в рамках укрепления Януковичем своей власти, его могут воспринять как следующий шаг к авторитаризму. С типичной для себя остротой лидер оппозиции Юлия Тимошенко заявила, что эти изменения сделали Януковича «диктатором».

Ныне для Януковича наступил ключевой момент. Несмотря на то, что он и так занимает должность президента и имеет лояльную к себе коалицию, он утверждает, что ему нужно больше полномочий, чтобы провести крайне необходимые реформы. Сейчас бизнес с нетерпением ждет насущно необходимой перестройки, которая должна восстановить экономику, ликвидировать масштабную бюрократию и искоренить эндемическую коррупцию. Иначе станет понятно, что мотивом расширения полномочий Януковича было сохранение и укрепление его власти.

За семь месяцев на посту президента Янукович уже продемонстрировал стремление играть с правилами, а не по правилам.

Принимая два пока еще самых значительных своих решения в качестве президента, он не слишком руководствовался Конституцией. В марте его соратники сформировали коалицию из большинства депутатов в 450-местном парламенте, хотя в Конституции отмечено, что коалицию могут формировать парламентские фракции, а не отдельные депутаты. А в апреле он подписал соглашение, по которому Украина будет получать от России более дешевый газ в обмен на продление пребывания Черноморского флота в Крыму до 2042 года. Конституция запрещает пребывание на территории Украины иностранных военных баз.

Оппозиция утверждает, что ее запугивают, а бывших чиновников правительства Тимошенко преследуют и ведут против них следствия; пресса нарекает на все ужесточающуюся цензуру; критики говорят, что новый закон о местных выборах играет на руку пропрезидентской Партии регионов. И так далее.

Президент и его соратники продолжают отвергать все эти обвинения, но, ясное дело, дыма без огня не бывает.

Конечно, Украине не помешали бы определенные жесткие экономические решения, но обещанные реформы вводятся очень медленно. Ныне страна поддерживает свою финансовую систему с помощью 15 млрд. долларов кредита от Международного валютного фонда. Власти понадобится незаурядная политическая воля, чтобы выполнить условия программы и обеспечить последующие займы. Среди этих условий — дальнейшее противоречивое повышение цен на газ для населения.

Впрочем, на протяжении нескольких последних месяцев рейтинг популярности Януковича падает, поскольку эйфорические надежды, которые принесла его победа на выборах, и щедрые обещания растаяли в действительности, которая нисколько не изменилась. Поэтому он будет стремиться удержаться при власти, еще больше вытеснив оппозицию и захватив эфирное пространство. Короче говоря, идя путем российского премьер-министра Владимира Путина, который, став в 2000 году президентом, централизовал власть.

Конечно, такая политическая культура для Украины традиционна. На протяжении многих лет сохранение и укрепление власти было движущим фактором в принятии политических и экономических решений. (Или ослабления власти оппонентов, как в 2004 году, когда соратники Януковича добились введения конституционных изменений (недавно отмененных), чтобы ослабить Ющенко, который вот-вот должен был стать президентом.)

К превеликому для граждан и инвесторов сожалению, эти полномочия предоставляются не при согласовании с обществом, а на встречах за закрытыми дверями. Возьмите для примера решение Конституционного Суда: оно было принято всего через несколько недель после того, как четырех судей вроде бы заставили уйти и заменили. Как и по многим недавним критически важным решениям не было публичной дискуссии в отношении того, какие именно конституционные изменения необходимы. Суд принял решение даже без дебатов в парламенте и просто объявил реформы 2004 года недействительными, таким образом введя в действие Конституцию 1996 года. Украинцы голосовали за президента и парламент с одними полномочиями, а ныне они имеют другие.

Некоторые аналитики прогнозируют несколько конфликтных недель, поскольку парламент, которого только что лишили некоторых полномочий, должен согласовать принятые законы с Конституцией 1996 года. Однако пока еще признаков недовольства, кроме риторики Тимошенко, немного.

Что касается последствий решения — позитивных или негативных — придется подождать, пока Янукович не воспользуется своими новыми полномочиями назначать и увольнять премьер-министра и министров, а также отменять решения правительства, если сочтет нужным.

Добивался он больших полномочий для того, чтобы реформировать экономику или для того, чтобы сохранить и укрепить свое положение для себя? Нам остается лишь надеяться, что ради первого, но все признаки свидетельствуют, что ради последнего.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей