июля 11

Молдо-Приднестровское урегулирование

У некоторых молдавских политиков на уровне фантазий иногда проскальзывают идеи, если в стране вдруг жизнь станет такой, как в Евросоюзе, приднестровцы сами потянутся в ее состав. Проверить эту гипотезу невозможно по той простой причине, что в Молдове жизнь становится все тяжелее, считает директор тираспольского Института социально-политических исследований и регионального развития, экс-замминистра иностранных дел Приднестровья Игорь Шорников.

«Даже самые убежденные сторонники евроинтеграции перестали верить, что это когда-нибудь свершится, и евроинтегрировались в частном порядке. На Западе сейчас живут и работают до полумиллиона выходцев из Республики Молдова», - констатирует приднестровский эксперт.

А между тем, добавляет Шорников, сейчас многие жители Молдовы с удовольствием ездят в Приднестровье, чтобы прогуляться по благоустроенным городам и побыть в русскоязычной среде, а некоторые приобретают здесь недвижимость, чтобы просто пережить зиму и не платить за тепло по «грабительским тарифам».

«Так что пока «притягательная сила» работает не в ту сторону», - подчеркивает руководитель тираспольского Института социально-политических исследований и регионального развития.

Процессы так называемой «евроинтеграции» приднестровского бизнеса начались вскоре после блокады Приднестровья 2006 года. Евросоюз, чтобы минимизировать ущерб от утраты российских рынков, даровал определенные льготы приднестровским производителям, но, чтобы их получить, необходимо было оформлять экспорт через Молдову.

«Вопрос стоял о выживании предприятий, поэтому многие воспользовались такой возможностью. После вступления Молдовы в Углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли в 2014 году преференциальный режим доступа к европейским рынкам для приднестровского бизнеса только укрепился. По большому счету, Приднестровье уже получило все то положительное, что ему могла дать евроинтеграция», - считает Игорь Шорников.

По его мнению, не стоит переоценивать потенциал евроинтеграции для Приднестровья. Поскольку уже сейчас видно, что в экономическом плане Евросоюз заинтересован в Приднестровье только с точки зрения наличия здесь дешевой рабочей силы, дешевых энергоресурсов и размещения здесь не вполне экологичных производств. Полноценная евроинтеграция неизбежно лишит Приднестровье даже этих сомнительных преимуществ.

«Тем более было бы ошибкой уравнивать евроинтеграцию с реинтеграцией с Молдовой. Для приднестровского бизнеса реинтеграция, в первую очередь, может означать передел собственности в Приднестровье. Кишинев неоднократно заявлял, что не признает итогов приднестровской приватизации, а значит, любой объект, любое предприятие могут попытаться отжать. Закон будет на стороне Кишинева. Отчасти поэтому реинтеграция в Молдову остается мифической перспективой для Приднестровья», - аргументирует Игорь Шорников.

Он считает: с точки зрения реальных перспектив для экономического роста Приднестровья было бы уместно подумать о возвращении приднестровских производителей на евразийские рынки.

«Там отсутствуют европейские ограничения на объемы поставляемой на рынок продукции, отсутствуют искусственные требования ЕС к происхождению сырья, там не ограничивается номенклатура производства, нет и других не всегда адекватных европейских стандартов, которые вполне эффективно сдерживают промышленный рост в Приднестровье», подытожил Игорь Шорников.

Владик Магу, специально для NewsPMR.Com

Один отзыв на «Притягательная сила не работает»

  1. eu пишет:

    Бред.
    Как раз приднестровцы уже давно работают в Молдове, так как там зарплаты намного выше,
    Также они в Молдове лечатся, потому что в ПМР никакой медицины нет.
    В целом в Молдове уровень жизни растет, а ПМР застряла в в 80-е годы. В магазинах больше сотрудников чем покупателей.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей