июня 24

Мне кажется, что часть российских политиков стремится воспользоваться кризисом правой власти в Молдове в расчёте на её падение. Суть их расчётов: в страхе перед возможным крахом и приходом к власти Партии коммунистов РМ кишинёвский «Альянс за европейскую интеграцию» согласится если не на федерализацию бывшей МССР, то, хотя бы, на обсуждение такого варианта урегулирования. Также сверхзадачей Москвы остаётся получение от любой власти Молдовы закрепление специальным законом конституционного нейтралитета РМ, то есть невступление в НАТО. За это Кишинёв может, по мнению указанных российских политиков, «получить» ПМР внутри границ бывшей МССР. Для этого россияне стремятся 21 июня официально «разморозить» диалог.

В то же время Приднестровье выполняет сегодня роль «синицы» для Москвы. «Журавля» в виде безвизового режима с Евросоюзом россияне всё равно не получат. Поэтому любые возможные уступки европейским партнёрам в приднестровском вопросе будут односторонними по определению. А вот Россия имеет все основания, если уж заводить разговор об урегулировании в границах бывшей МССР, требовать от Кишинёва как доказательства готовности к компромиссам отмены через Парламент унитарного закона от 22 июля 2005 года. Разговор об унитарной Молдове сейчас, 21 год после раскола, просто несерьёзен.

Но Кишинёв сейчас на это не пойдёт. Более того, я уверен, что в эти дни он рассчитывает на то, что Запад давлением на Россию возобновит переговоры, создаст предпосылки как раз для унитарной модели урегулирования и внушит Москве, будто ПМР для неё – «обуза», «камень на шее». Так что многое в позиции РФ будет зависеть от того, что возобладает в умах российских деятелей: холодный и прагматичный расчёт или вера в слова, которые в политике, как известно, легче воздуха и дешевле бумаги, на которой они напечатаны.

Богдан Цырдя

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей