июля 04

Не «5+2», а шесть против одного - так в прессе окрестили последнюю встречу в Москве. До ее начала все заинтересованные стороны делились планами и прогнозами, постфактум разразились комментариями. Посол по особым поручениям российского МИДа заявил, что «сегодня принципиальные позиции Приднестровья и Молдовы почти столь же далеки друг от друга, как на начальной стадии конфликта, и говорить сегодня о какой-то согласованной Дорожной карте урегулирования не приходится». Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию о поддержке переговоров по Приднестровью в формате «5+2» в качестве формата по разрешению молдо-приднестровского конфликта и вновь призвала Россию вывести свои войска из Приднестровья.

С начала московского раунда неофициальных консультаций в формате «5+2» прошло уже почти 2 недели, несмотря на это, её результаты, а точнее их отсутствие, до сих пор активно обсуждаются. Впрочем, ожидать другого итога московских консультаций могли только люди глубоко наивные. Обстановку перед встречей в российской столице Владимир Ястребчак характеризует как чрезмерное ожидание на фоне отсутствия практических действий. Глава внешнеполитического ведомства Приднестровья рассказывает, как проходила закрытая встреча, что говорил на её открытии Сергей Лавров.

Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: «Никаких заявлений относительно того, что правительство Приднестровья занимает крайние позиции, относительно каких-то новоизобретенных терминов типа полуавтономии, ничего этого не было. Было сказано, что урегулирование ведется для обеспечения прав человека в соответствии с демократическими европейскими стандартами и для поддержания региональной стабильности в контексте общеевропейской безопасности».

Московский раунд консультаций в журналистских кругах уже прозвали не «5+2», а шесть против одного. В Москве на Приднестровье оказывалось всестороннее давление. Участники встречи пытались склонить Тирасполь к началу официальной работы. О необходимости создания условий для этого все, конечно же, забыли. В итоге во всех бедах обвинили Приднестровье, которое якобы заняло неконструктивную позицию. Владимир Ястребчак говорит, что эти обвинения - попытки других сторон, прежде всего, молдавской, скрыть собственную недоговороспособность.

Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: «Мы были готовы к работе по итоговому документу, мы предлагали различные формулировки, но, к сожалению, возможность конструктивной работы была заблокирована жесткой позицией большинства участников, которые исходили из того, что решение о возобновлении должно приниматься здесь и сейчас».

Хотя говорить о том, что Московский раунд закончился безрезультатно, не совсем правильно, так как он не закончился вовсе, а был приостановлен, кстати, по инициативе Приднестровской стороны. Тайм-аут в этой затянувшейся политической игре команды взяли, чтобы ещё раз обсудить тактику и стратегию и попытаться договориться. Продолжится раунд, когда немного спадет летний зной.

Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: «До сентября. По нашему мнению, главная задача - сосредоточиться на решении практических вопросов урегулирования в конкретных областях, а не углубляться в какие-то теоретико-политические вопросы, по которым точек соприкосновения практически нет. По насущным, жизненно важным вопросам, техническое решение найдено, в данном случае я имею в виду железную дорогу. Для этого не нужно ждать 2,5 месяца, к счастью, в этом плане есть понимание не только у Тирасполя, но и у наших европейских партнеров - РФ и Украины. Мы надеемся, что наши коллеги смогут приложить усилия для того, чтобы наработки и договоренности, достигнутые с их участием, не остались на бумаге, а заработали, поэтому есть достаточно времени и пространства для изменения ситуации».

Как известно, укреплять так называемые меры доверия и разрешать проблемы практического взаимодействия сторон должны рабочие группы, но эксперты уже не встречались несколько месяцев. Более того толчком для активизации их работы должен был стать регламент рабочих групп, но согласованный документ спрятали в долгий ящик.

Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: «По целому ряду важных направлений стороны подошли уже к решению. Здесь достаточно проявить волю и согласиться с уже согласованными наработками и перейти к их выполнению, тот же регламент был окончательно согласован в ноябре-декабре прошлого года и по непонятным причинам мы наблюдаем отход наших коллег от уже согласованного текста. Не для этого мы в Киеве в ноябре 2010 года в течение нескольких часов побуквенно выходили на конкретную редакцию, чтобы потом в одностороннем порядке делать вид, что никакой работы не было и весь труд отправить насмарку. Надо определиться, либо мы признаем необходимость этого документа, а это никем не оспаривается, либо мы стремимся максимально снизить уровень экспертной работы и пытаться навязать работу по чьим-то одним правилам».

У Тирасполя возникают сомнения относительно заинтересованности Кишинева в дальнейшей работе экспертных групп. Приднестровский МИД направил обращение молдавской стороне с просьбой прояснить позицию по данному вопросу. Крайнюю обеспокоенность вызывают подходы Кишинева к урегулированию, которые базируются на периодическом тиражировании лозунгов и заявлений относительно Приднестровья, но таким образом проблемы не решаются.

Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: «Психология, конечно, великая вещь, и как гласят, выводы ученых от постоянного произнесения слова «халва» во рту может и станет слаще, но сытости не прибавится, любые заявления имеют временный эффект, но не более того, тогда нам нужно будет определиться: мы занимаемся воздействием на психику населения или работаем в интересах людей».

Но для простых приднестровцев у Кишинева пока заготовлены лишь только различные провокации, которых за последние полгода сопредседатель ОКК от Приднестровья Олег Беляков насчитал семнадцать. Это и попытка провести митинг в Дубоссарском микрорайоне Коржево 2 марта, и намерения молдавских властей организовать выборы в местные органы власти все в том же Коржево. Эта территория ещё в середине ХХ века вошла в состав Дубоссар и после окончания боевых действий по документам ОКК она осталась за Приднестровьем.

Олег Беляков, сопредседатель ОКК от Приднестровья: «Микрорайон Коржево -территория ПМР и составная часть г. Дубоссары, эта история относится ещё к 1951 году. Было собрание колхозников, постановление правительства МССР и почему-то Молдова в 1998 году вносит изменения своим решением правительства и отчуждает эту территорию. Все то, что сложилось на момент окончания боевых действий, каким-либо изменениям до урегулирования Приднестровского конфликта не подлежит».

Но это далеко не единственный проблемный участок Зоне безопасности. Город Бендеры в документах ОКК значится как район с повышенным режимом безопасности. Здесь проблемы генерируют вместо того, чтобы их устранять, представители правоохранительных структур Молдовы, входящих в оперативно-следственную группу. Бомба замедленного действия была заложена при создании ОСГ, тогда на территории РМ и ПМР ещё действовало законодательство бывшей МССР, спустя годы все изменилось.

Олег Беляков, сопредседатель ОКК от Приднестровья: «Сегодня действует исключительно законодательство ПМР в городе Бендеры, действуют исключительно органы самоуправления ПМР, действует система власти ПМР и попытки насаждать свое законодательство в г. Бендеры как раз и создает инциденты».

Также нередки попытки проникновения на территорию ПМР представителей силовых структур РМ, не входящих в состав ОСГ, их задержания происходят с завидной регулярностью. Ещё одна проблема - привлечение правоохранительными органами Молдовы граждан Приднестровья, имеющих российское гражданство к административной ответственности.

Олег Беляков, сопредседатель ОКК от Приднестровья: «Представители правоохранительных органов РМ задерживают граждан ПМР, проживающих в г. Бендеры, и привлекают их к ответственности за нарушение миграционных правил – отсутствие вида на жительство в РМ. Это может привести к конфликту правоохранительных систем в районе с повышенным режимом безопасности, который может отразиться на общем положении дел. Для чего это делается молдавской стороной? Чтобы показать несостоятельность миротворческой операции».

По сути, конфликтные ситуации и напряженность в Дубоссарском микрорайоне Коржево, в Бендерах и на других участках Зоны безопасности создаётся молдавскими властями искусственно.

Олег Беляков, сопредседатель ОКК от Приднестровья: «Возникает закономерный вопрос - для чего это делает молдавская сторона на не подконтрольной ей территории? Ответ прост - чтобы нестабильность, вопросы нагнетания обстановки были в повестке дня ОКК, чтобы международная общественность видела, что в этой зоне все нестабильно».

Существующая система урегулирования спорных ситуаций имеет свои недостатки, для их разрешения требуется выезд на место военных наблюдателей сторон. Приднестровская сторона уже 3 недели настаивает на выезде военных наблюдателей в Вадул-луй-Водэ, где действует подразделение молдавских карабинеров. Молдавская сторона отказывается посылать туда своих военных наблюдателей. Аналогичная ситуация и в Варнице, где с осени прошлого года развернут батальон ППС РМ, численность подразделения неизвестна, военные наблюдатели не допускаются туда молдавской стороной.

Олег Беляков, сопредседатель ОКК от Приднестровья: «Это ещё раз подчеркивает непродуктивность действий представителей РМ, которые не хотят искать никаких мер доверия и точек соприкосновения, а ищут причины, чтобы каким-то образом повлиять на ход миротворческой операции и содействовать смене миротворческого формата. Мы не должны этого допустить, этот формат эффективен, он себя подтвердил жизнью. 19 лет мы живем в мире и безопасности».

Андрей Малеваный

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей