Сен 07

Грузия, продолжая считать Абхазию и ее территориальные воды своей принадлежностью, продемонстрировала неколебимость этой позиции арестом 16 августа турецкого танкера Buket, шедшего в Абхазию. А потом еще был и судебный приговор в отношении его капитана. Тем самым Тбилиси серьезно рискует "нарваться" на ссору с соседней Турцией.

Теперь чуть подробней о случившемся. Катера грузинской береговой охраны задержали этот танкер с 2700 тоннами топлива, двигавшийся под флагом Панамы. Власти Грузии объявили, что конфискуют судно вместе с грузом, поскольку оно без их разрешения нарушило границу.

2 сентября команду оштрафовали на 40000 долларов за "контрабанду" и приговорили капитана танкера к 24 годам лишения свободы.

Под арестом продолжает оставаться экипаж (13 турок и четыре азербайджанца), которых, правда, было обещано в скором времени отпустить. Однако сам танкер, как твердо заявили грузинские власти, будет продан с аукциона.

Некоторое время Анкара хранила олимпийское спокойствие. Чего не скажешь про абхазское руководство. Так, президент Сергей Багапш 2 сентября пригрозил топить те грузинские корабли, которые пересекут границу республики.

По его мнению, Тбилиси ведет себя подобно сомалийским пиратам, и потому поступать с теми, кто захватывают чужие корабли, надо соответственно.

Не осталась безучастной и Россия. Заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ Евгений Инчин в тот же день, 2 сентября, заявил о том, что подчиненная ему береговая охрана поможет абхазской стороне обеспечить безопасность кораблей, заходящих в ее воды.

Интересно, что на инциденты у этих берегов, наконец-то, обратил внимание и ЕС. Издание GeorgiaTimes пишет, что сделано это было как раз после того, как Сергей Багапш пригрозил решить проблему пиратских вылазок со стороны Грузии силой, а та, испугавшись, ринулась искать защиту на Западе.

Представители миссии ЕС в Грузии призвали стороны воздержаться от воинственных заявлений и решить все спорные вопросы на специальной встрече.

Напомним, что инцидент с танкером Buket и в самом деле не первый. Так, в июле грузинские пограничники захватили два турецких нефтевоза, шедших в Абхазию. Они были конфискованы, а экипажи оштрафованы в общей сложности на 56000 долларов.

В настоящий момент Грузия удерживает на своей территории около 10 иностранных судов (в том числе турецких), а также 21 члена экипажей.

И вот заговорил МИД Турции. Долго терпел, если учесть, что, начиная аж с 1994 г., власти Грузии захватили около 100 судов этой страны, в основном рыболовных. Все они были проданы с аукциона или разобраны на металлолом. Вчера турецкий МИД заявил, что категорически протестует против судебного вердикта в отношении капитана Buket.

И настаивает на том, что захват судна вообще произошел в международных водах. В ближайшие дни в Тбилиси с внеплановым визитом прибудет лично глава турецкого внешнеполитического ведомства Ахмет Давутоглу.

В свою очередь, владельцы судна 2 сентября обратились с кассационной жалобой в грузинский суд с требованием пересмотреть дело. Согласно международному законодательству, ответ должен быть дан в течение 30 дней.

Следует пояснить, что власти Турции, хотя и не признали независимость Абхазии, поддерживают с ней неофициально торговые отношения. И как знать, не является ли это предвестием грядущего признания Сухума со стороны Анкары...

К чему может привести нынешнее грузино-турецкое противостояние? Об этом рассказали заместитель директора Института стран СНГ и Балтии Владимир Жарихин и военно-морской эксперт, вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

"То, что грузинские власти задерживают турецкие корабли, это проблема не Абхазии и России, хотя абхазское руководство и делает воинственные заявления, - отметил Жарихин. - Это проблема Турции. Дело в том, что Абхазия имеет общую границу с Россией, и основная часть грузов на её территорию попадает с помощью железнодорожного сообщения.

В самом крайнем случае, турецкие корабли, чтобы избежать ненужных конфликтов, могут разгружаться в российском порту Новороссийск. В этом случае у Грузии исчезнут даже малейшие основания для задержания чужих кораблей.

Но грузинские власти играют с огнем. На Черном море властвуют Россия и Турция. При этом турецкий военно-морской флот уже превышает по своему потенциалу российский. Грузины могут противопоставить этому десяток легких катеров, чье вооружение можно уподобить допотопным пулеметам "Максим".

"Турция не откажется от ведения торговых связей с Абхазией, - считает Сивков. - Дело в том, что на турецкой территории проживает немало абхазцев. Многие из них занимают важные посты в турецком руководстве, особенно в армии. Соответственно, влияние абхазской диаспоры в Турции весьма заметное.

Я думаю, ситуация будет вялотекущей. Хотя военного столкновения в будущем исключать нельзя. Дело в том, что ключ решения грузинской проблемы находится далеко от нас – в США. И розыгрыш "грузинской карты" является немаловажным звеном в цепи американских планов на Кавказе.

Конечная цель США – прибрать к рукам каспийские энергоресурсы и максимально ослабить тех, кто может негативно повлиять на реализацию этих замыслов. С учетом того, что разногласий между турецким и американским руководством всё больше, Анкара уже не выглядит в глазах США стопроцентным союзником".

Мало оснований полагать, что Грузия из нынешней ситуации с Турцией выйдет легко и без последствий. Это государство, как известно, весьма влиятельно в кавказском регионе. И вполне может трактовать захват своего корабля как акт агрессии.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей