Авг 18

Нынешний август и предшествующий конец июля выдались в Цхинвале такими же жаркими, как и два года назад. Только тогда воздух буквально искрился от гнетущего ожидания надвигающейся беды, теперь – более «мирные» события, но непосредственно влияющие на дальнейший ход юго-осетинского мироздания.

Как это часто бывает, в преддверии какой-либо даты или годовщины, в данном случае разговор идет, естественно, о трагических событиях августа 2008-го года, в прессе и на телевидении стало появляться много публикаций и интервью об уроках так называемой пятидневной войны, длившейся для нас с ноября 1989-го года. И итоги, честно говоря, не утешительные. Ожидаемого прорыва, для которого были все основания, так и не случилось. Причины, не давшие ход предполагаемому глобальному российскому скачку, называются две – наличие в Кремле людей, которые и по сей день являются противниками опеки над Южной Осетией и чисто коммерческая, которая демонстрирует, насколько Россия поскупилась «в приобретении» союзников. Как пример приводится Белоруссия. В данном случае, по мнению экспертов, независимость Южной Осетии не признана не из-за «злой батькиной воли», а по причине скупости Москвы – Белоруссии нужен транш, нужен газ, а Россия явно не спешит и не всегда готова оплачивать поднятие своего геополитического статуса такими способами. И ссылки на мнимую «многовекторность политики» не совсем логичны. Как показательный пример приводятся США, которые тратят колоссальные деньги, вкладывая их в союзников.

Геополитические результаты августовской войны, в общем-то, не слишком велики: США на какой-то диалог пошли, но делается это больше для отвода глаз – ястребы никуда не делись; Турция стремится теснее сотрудничать с Россией и в этом вопросе многое зависит от Москвы; ну, и, наверное, главное достижение – Грузия оказалась в изоляции, хотя ее шпигование всевозможным вооружением только возросло. Словом, крупный политический ход двухлетней давности так и остался непонятным стратегически.

Более конкретен в своих высказываниях был известный публицист и телеведущий Михаил Леонтьев, который заявил, что неумение извлечь политическую выгоду из военной победы объясняется абсолютным отсутствием внятной стратегии Москвы на постсоветском пространстве.

«Если коротко, то, безусловно, Россия от августовской кампании выиграла. Если длиннее, то одержанную победу иначе как первым местом в политической параолимпиаде не назовешь. Мы самоотверженно сражались. Но как инвалиды с инвалидами, а не как полноценные спортсмены», – отметил Леонтьев. – Что же касается возможности будущего вхождения Южной Осетии в состав России, то эту версию никогда нельзя сбрасывать со счетов. Тут вопрос только в одном – готовы ли мы идти своей дорогой или оглядываться на хозяев мира и делать так, как говорят они».

Между тем, преддверие второй годовщины трагических событий сопровождалось милитаристскими заявлениями, исходящими из Тбилиси, и заявлениями разных экспертов о возможном возобновлении военных действий. Политические перлы Саакашвили, этого нашего беспокойного соседа, готового всегда чиркнуть спичкой в комнате, заполненной газом, уже давно не удивляют. Однако несколько недель назад лидер всея Грузии вдруг призвал военных готовиться к тотальной обороне и противостоять российской угрозе. По его словам, армия должна быть готова вести оборонительные бои за свои территории, при этом «каждое село и город должны быть в состоянии защитить себя. Цель нашего врага – добиться контроля над Грузией, а потому, если враг захочет напасть на страну, то каждый квадратный метр должен гореть у него под ногами». Как это часто бывает, агрессивной риторике Саакашвили предшествовали политические заявления президентов и глав МИД европейских государств о поддержке Грузии и требовании вывода российских войск из Южной Осетии и Абхазии. Сюда же следует добавить недвусмысленный вояж в Тбилиси госсекретаря США Хиллари Клинтон. Не осталась без внимания СМИ в этой информационной составляющей и «надвигающаяся» амнистия грузинских преступников, намеченная на 28 августа. «Надвигающаяся» потому, что уже официально озвучена цифра в 400 заключенных, которые обретут свободу, к тому же, как доказывает история, подобная повальная амнистия, происходящая в 1990, 2004 и 2008 годах заканчивалась «по стечению обстоятельств» военными операциями против Южной Осетии.

Как следствие подвижек в тбилисском регионе, в СМИ стали появляться аналитические статьи с заключениями, что окончательный мир еще не наступил. Известный российский политолог Михаил Александров уверен, что необходимо быть готовым к проявлениям диверсионной и террористической деятельности в Южной Осетии со стороны Грузии. Командующий ВДВ генерал Шаманов в своих комментариях был более радикален, заявив, что следует быть готовым к заметному осложнению ситуации в Средней Азии (Таджикистан) и на Кавказе (Южная Осетия). На неутешительные мысли в этой связи наводит и принципиальная позиция Грузии на Женевских переговорах с категорическим нежеланием подписывать договор о ненападении.

В этой ситуации, как снег на голову, обрушилась новость о заседании некоего грузино-осетинского гражданского форума в голландским Лейдене, и последовавшего, уже в Цхинвале, известного инцидента, связанного с одним из организаторов «голландского вояжа» Тимуром Цховребовым. Что двигало подписантов (или как данную группу окрестили во всемирной сети, «Тимура и его команду») этой попросту глупой бумаженции, даже обсуждению не подлежит. Однако, надо признать, что мы повелись на провоцирование данного скандала, и, чтобы окончательно поставить точку в данном вопросе, в Совете безопасности РЮО, как нам стало известно, готовится решение об объявлении Т. Цховребова персоной нон-гранта в Южной Осетии.

Ну, и последнее. По заявлению Президента РЮО Э. Кокойты, в Правительстве грядут кадровые изменения и возможная реорганизация самой структуры исполнительной власти. Пока заявлено о провале в работе экономического блока. Но не покидает предчувствие, что только данным направлением изменения не ограничатся. При этом хочется надеяться, что простой сменой вопрос не ограничится, и министры все же ответят за проваленную работу. А пока обозначено новое назначение – министром обороны Указом Президента назначен бывший начальник разведки ВДВ России полковник Валерий Яхновец. С данным назначением в народе связывают укрепление (реорганизацию) вооруженных сил Республики, прекращения сокращения армии, о чем новый министр обороны не преминул уже заявить, и по возможности вернуть под ружье уже уволенных из рядов ВС РЮО. Данную надежду, видимо, нужно воспринимать как аванс, ибо есть серьезные предпосылки, что В. Яхновец пополнит ряды истинных специалистов когда-либо приезжающих в Южную Осетию и внесших неоценимый вклад в становление и развитие нашей страны, среди которых можно выделить, к сожалению, пока лишь двоих – Ярового и Д.Бирагова…

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей