Ноя 10

Япония должна четко и ясно понять, что пересмотра итогов Второй мировой войны быть не может, заявил в эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС ректор Дипломатической академии МИД РФ, чрезвычайный и полномочный посол, доктор политических наук Александр Панов. Дипломат дал оценку современному состоянию отношений Москвы и Токио, которые вновь обострились из-за нерешенного спора вокруг принадлежности южнокурильских островов. Эксперт коснулся различных аспектов нынешнего кризиса в российско-японских отношениях и обрисовал перспективы решения территориального вопроса.

- Александр Николаевич, Вы долгое время работали в Японии, были послом РФ в Токио, курировали азиатское направление российской внешней политики в центральном аппарате МИД. Как Вы можете оценить нынешнее состояние отношений России и Японии с учетом последних событий, связанных с поездкой Дмитрия Медведева на Кунашир и политических демаршев Токио?

- То, что происходит сейчас в наших двусторонних отношениях, было прогнозируемо, к этому все шло. В декабре прошлого года я встречался с тогда еще действующим премьер-министром страны Юкио Хатоямой и говорил, что бескомпромиссная японская позиция, что южные Курилы – японские территории, незаконно оккупированные Россией, и соответствующие резолюции парламента и решения правительства создают, в том числе в нашей стране, достаточно негативное отношение к Японии и ее политике. Премьер-министр с этим согласился, но сказал, что пока занят вопросами американских баз и ему просто не хватает сил и времени заняться отношениями с Россией, а МИД занимает чрезвычайно консервативную позицию в этом вопросе.

Накопление негатива продолжалось, потом в стране сменился премьер-министр, а во главе японского внешнеполитического ведомства встал националистически настроенный министр Сэйдзи Маэхара, настаивающий на том, что острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи традиционно являются японской территорией. В японском МИД на российском направлении появились новые люди, так же хорошо известные своей жесткой позицией в отношении нашей страны. В итоге с японской стороны сегодня произошел такой взрыв эмоций, накапливавшихся не один день.

Посещение российским президентом Кунашира было использовано националистически настроенными силами Японии как предлог, чтобы показать свое недовольство не столько самой этой поездкой, сколько тем обстоятельством, что Россия не идет ни на какие уступки по территориальному вопросу. Японцам прекрасно известно, что эти территории принадлежат России. Естественно, президент Медведев в пределах РФ может ездить куда угодно и как угодно, а постоянные попытки Японии диктовать свои условия российскому руководству могут вызывать только очень жесткую, негативную и совершенно справедливую реакцию в России, в том числе на высоком уровне.

- С чем, по Вашему мнению, связана такая "живучесть" антироссийских настроений в японском политическом истеблишменте?

- Этот период, который Япония переживает не один год – бесконечная смена правительств, премьеров, к власти пришла новая демократическая партия, - привел к тому, что страна оказалась не в состоянии решать, прежде всего, свои внутренние вопросы: экономика по-прежнему стагнирует, Япония уже потеряла второе место в мире по экономическому потенциалу. Когда не решаются внутренние проблемы, апелляция идет к самому простому – национализму. Верх в стране берут силы, которые решают свои собственные проблемы, и в Западной Европе так же отмечают, что в Японии национализм поднимает голову. В то же время, у руководства нет никакой внятной внешнеполитической стратегии, не только в отношении России, но и вообще. Посмотрите, к настоящему моменту у Японии серьезно испортились отношения не только с Россией, но и с Китаем, и с КНДР.

- Как в этой связи можно расценивать отзыв посла японской стороной из Москвы?

- В отсутствии внятной политики Япония делает совершенно неуместные шаги, в первую очередь, для себя самой. За 150 лет отношений с Японией у нас были разные случаи, в том числе войны, но никогда дело не доходило до того, чтобы кто-то отзывал своего посла. Это полная дипломатическая глупость, дилетантизм чистейшей воды. Это показывает, насколько низко упало дипломатическое искусство Японии. Вместе с тем, конечно, Токио придется выстраивать нормальные отношения с Москвой, в частности возвращать посла, предпринимать еще какие-то шаги. Непонятно, зачем нужно было идти на это. Ведь сейчас получается, что Япония со всех сторон окружена недружественными странами. Это – результат и явное свидетельство того, что внешняя политика Японии находится в полнейшем тупике.

- Как в этой ситуации вести себя России?

- Отвечать на всякие глупые жесты не солидно для такой страны, как Россия. На мой взгляд, мы вели себя спокойно, солидно, как и подобает великой державе. Реакция российского руководства на все, что произошло, на мой взгляд, очень достойная. Не нужно никаких эмоций с нашей стороны, не стоит серьезно воспринимать "хулиганские выходки" подростка. Время пройдет, он вырастет и будет себя вести нормально.

Представители либерально-демократического правительства в отношении России действовали более достойно по сравнению с нынешними демократами, так как знали и понимали все нюансы наших двусторонних отношений. В то же время, сегодняшнему руководству Японии придется налаживать отношения с Россией, однако очевидно, что этот процесс будет проходить нелегко. Со временем все уляжется. Нам не следует ввязываться в дискуссии, это ничего не даст, только хуже будет. Японцы сами загнали себя в этот тупик, и теперь им решать, как из него выбираться. Нам остается только ждать.

- Не отразится ли текущее обострение политических отношений России и Японии на экономической составляющей нашего взаимодействия?

- Я не предвижу никаких радикальных последствий для нашего торгово-экономического сотрудничества, хотя оно и невелико. Действительно, представители японских деловых кругов уже выступили с озабоченностью, говорят, что их тревожит такая ситуация в двусторонних отношениях, но даже во времена СССР, "холодной войны", у нас с японцами были замечательные торгово-экономические отношения, особенно в 70-е годы. Тогда осуществлялись крупные совместные крупные проекты, в частности, началось освоение ресурсов Сахалина, был построен порт Восточный, велась разработка якутского угля. В целом, я не думаю, что сегодняшний всплеск политических эмоций повлияет на наше сотрудничество в экономике.

- Как Вы оцениваете позицию России в тервопросе на сегодняшний день? Как Вы смотрите на перспективу его решения?

- Россия в лице своего руководства неоднократно заявляла о готовности начать переговоры с Японией на основе советско-японской Декларации 1956 года. Япония от этого последовательно отказывалась и занимает такую позицию до сих пор. Тогда Москва стала исходить из того, что если Токио не хочет вести переговоры на этой основе, то мы будем руководствоваться окончательными итогами Второй мировой войны.

Война переделала границы не только на Дальнем Востоке, но и во всем мире, и никто их пересматривать не собирается. Однако Япония не хочет признавать итоги Второй мировой войны. Проигравший агрессор теперь требует их пересмотра, причем в достаточно ультимативной форме. Никто на это, конечно, пойти не может и никогда не пойдет, это должно быть совершенно четко и ясно понято в Японии. Думаю, что как раз поездка президента Дмитрия Медведева на Кунашир очень четко показала, что никаких подвижек в сторону уступок японцам быть не может. Раз сами не хотите решать проблему в русле нормального диалога, мы будем исходить из того, что это наша территория и мы вольны делать на ней все, что хотим.

Будем ждать, когда начнутся более внятные разговоры с японской стороны. Что касается эмоционального всплеска в самой Японии, антироссийские настроения будут превалировать в японской общественности еще долгое время, т.к. она воспитана в недружеских чувствах к России, как прежде и к СССР.

- Американский госдеп поддержал Японию в вопросе с южными Курилами. Как расценивать это позицию США?

- Все территориальные проблемы, которые есть у Японии, были созданы Соединенными Штатами после Второй мировой войны. Тогда американцы более всего опасались того, что Япония возродится как сильный конкурент или даже противник США. Война на Тихом океане оставила очень большую рану в американском сознании, что и сказалось на отношении к Японии, которую американцы всячески стремились сдерживать и не пускать в международные дела. Американцы со всех сторон окружили японцев территориальными проблемами, чтобы Япония не могла найти иного выхода, кроме как создать союз с США. В итоге со всеми странами – Китаем, в частности Тайванем, обеими Кореями, Россией – у Японии есть территориальные проблемы.

Это, конечно, сдерживает японскую внешнюю политику и ограничивает ее ориентацией только на США. Американцы всегда поддерживали японскую позицию в территориальном вопросе в отношениях с Россией, как и с СССР. Кроме того, когда была возможность решить эту проблему в 1956 году и Япония была готова согласиться на получение от СССР только двух островов - Хабомаи и Шикотан, – американцы оказали давление на Японию: госсекретарь сказал японскому министру иностранных дел, что если Япония пойдет на такое решение тервопроса, США никогда не вернут ей Окинаву. Тогда японцы начали говорить о четырех островах. Позиция американцев с того времени не изменилась: они изначально и всегда поддерживали территориальные претензии японцев. Ничего нового в этом нет.

- Насколько вероятна встреча на высшем уровне на "полях" саммита АТЭС в Иокогаме с учетом последних событий?

- Если японцы заинтересованы в такой встрече, нет причин от нее отказываться, ведь мы не в состоянии войны. Диалог должен продолжаться, даже когда обе стороны в ссоре. Администрация президента, насколько я знаю, такой саммит не исключает. Если же встреча лидеров не состоится по инициативе японской стороны, это только подтвердит, что внешняя политика Японии на данном этапе - нечто такое, что в нормальные рамки дипломатического искусства и переговоров не вписывается.

- На Ваш взгляд, что необходимо сделать Японии для улучшения отношений с Россией?

- Прежде всего, разработать внятную политику в отношении нашей страны. К сожалению, сейчас к власти в Японии пришла партия, в которой практически нет политиков, знающих историю наших отношений, интересующихся Россией. В руководстве страны нет людей, которые знали бы, как себя вести в отношении России. Конечно, этот упрек можно отнести и к нам, что мы мало работали с Демократической партией, оппозицией, мало налаживали контактов с ее представителями, но это другой вопрос. Сейчас не видно людей, которые могли бы внятно руководить внешней политикой Японии, в частности в отношении России.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей