марта 15

Эксперты отмечают, что постепенный уход от доллара может стать важным этапом с точки зрения развития БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка).

Инициатор своеобразной "отставки" американской валюты - Китай. Именно Пекин на сегодняшний день является крупнейшим держателем долларовых резервов. И закономерно стремится снизить потенциальные риски, связанные с положением американской экономики. Госдолг США уже превысил 15 триллионов долларов, сама валюта за последние годы выпускалась практически бесконтрольно.

В этих условиях инициатива Пекина понятна и последовательна, объяснил экономист Александр Осин:

"Китай, по сути, заявляет о том, что нынешняя экономика неэффективна, создает риски. У Китая 3 триллиона долларов резервов. Он в один момент не хочет их потерять, не создав подушки безопасности. КНР создает механизм, систему взаимодействия в том числе с альтернативными импортерами его продукции и со странами, которые ему поставляют сырье. Идет работа и в политической, и в экономической сферах по усилению структуры экономически многополярного мира. Это нормальная ситуация".

Еще год назад на саммите в китайском городе Санья было подписано рамочное соглашение между государствами группы БРИКС. Оно декларировало переход на взаимные расчеты и кредиты в национальных валютах. В ЦБ КНР даже заявили, что выделят в специальный фонд 10 миллиардов юаней. Согласился финансировать его и российский ЦБ.

Документ, который, возможно, подпишут в Нью-Дели в конце марта 2012 года, фактически запускает этот процесс, отмечают эксперты. Вопрос только в рисках. Здесь оценки расходятся. Для России последствия этого шага будет труднее всего предсказать, считает руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский:

"Есть потребность стран в углублении торговых и экономических связей друг с другом. Но вместе с тем основная часть сырьевых рынков исторически торгуется в долларах. И все попытки уйти от доллара как универсального средства расчетов за тот или иной сырьевой товар оканчивались неудачей. При расчетах за другие товары, потому что Россия поставляет в страны БРИКС не только и не столько сырье, но и товары, в том числе конечного производства, я не исключаю, что Москва может перейти на расчеты с партнерами в национальной валюте. Но, с другой стороны, возникает вопрос: а что с этими валютами делать дальше?"

Действительно, пока валюты стран БРИКС не являются свободно конвертируемыми. Боле того, юань привязан к доллару. Однако и Москва, и Пекин заявляли, что вопрос конвертации может быть решен уже в ближайшее время. Сами страны активно работают по продвижению юаня и рубля.

Пекин торгует с соседями из Юго-Восточной Азии и кредитует их. Доля операций в российских рублях на пространстве СНГ уже превысила 50%. Да и на приграничных территориях торговля между двумя странами давно ведется в юанях и рублях. Комментарий финансиста Романа Андреева:

"То, что страны БРИКС сокращают объемы использования долларов, это достаточно логичный шаг, решение, которое будет стабилизировать и мировые, и внутренние экономики. Кстати, мы в России одними из первых ввели бивалютную корзину в своих расчетах: у нас международные резервы хранятся в обеих валютах. Это достаточно выгодно. Золотовалютные резервы не так страдают от движения валютных курсов пары доллар-евро".

Эксперты согласны, что пока говорить о полноценном и единовременном переходе на расчеты и кредиты в нацвалюте между странами БРИКС сложно. Слишком различны структуры экспорта, его ориентированность. Главным торговым партнером Пекина являются США, а России – ЕС. Однако конкретные шаги по исправлению этого уже делаются. Так Россия сейчас все активнее продвигает свои экономические интересы в АТР, а Китай уже несколько лет работает в Африке, в том числе с компаниями ЮАР.

Полина Черница

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей