Дек 24

В развитии российско-молдавских отношений официальный Кишинев сейчас не заинтересован, а западная политическая повестка прямо требует изоляции России и разрыва с ней всяческих связей. При правящий режим в Молдове не боится ухудшений отношений с Москвой, намеренно обостряет отношения и даже провоцирует российскую сторону на симметричные ответы.

Так было, например, с недавней депортацией российских экспертов, которые планировали принять участие в наблюдении за президентскими выборами в Приднестровье. Реакция Москвы была болезненной, но рычагов давления на Кишинев не так много, как могло бы показаться, считает директор тираспольского Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников.

По мнению эксперта, ухудшение отношений с Россией вряд ли может понравиться молдавскому избирателю. Кредит доверия к Майе Санду и ее партии и так уже практически исчерпан, и добавлять себе негатива эта команда не хотела бы.

«Поэтому они надеются, что Москва сама позаботиться о свертывании сотрудничества с Молдовой. Во внутренней политике это можно будет использовать для организации антироссийской кампании в СМИ. А для вступления в НАТО, например, антироссийская истерия – это необходимое условие для подготовки общественного мнения в постсоветских государствах», - поясняет Игорь Шорников.

Пусть рычагов давления в регионе у России не так много, но они есть.

1. Военно-политическое присутствие на Днестре – это не только военный фактор, но и важный психологический момент.

Население и в Молдове, и в Приднестровье не воспринимает российских солдат как врагов или оккупантов. Напротив, если в других странах человек в камуфляже и с автоматом, даже если он одет в форму национальной армии, вызывает, по меньшей мере, тревогу и напряжение, то российский миротворец на Днестре – это олицетворение мира и безопасности и для приднестровцев, и для молдаван.

2. Энергетика – это мощнейший фактор экономического присутствия России.

Молдова оказалась технически не готовой к диверсификации энергопотоков в регионе, и это, по крайней мере, в зимний период остается серьезным сдерживающим фактором для Кишинева.

3. Российские рынки для молдавских товаров.

Они остаются крайне привлекательными для молдаван. При этом, не стоит надеяться, что официальный Кишинев хоть полшага сделает в сторону их открытия.

4. Молдавские гастарбайтеры, часть которых Россия могла бы принудительно вернуть в Молдову, – это тоже уже неработающий рычаг.

Эти люди просто вынуждены будут уехать на заработки в другие страны – в основном в страны Евросоюза.

Политолог акцентирует внимание на том, что сегодня любые действия России, направленные на ограничение сотрудничества с Кишиневом, будут только на руку действующим властям Молдовы – именно этого они и добиваются. А вот расширение сотрудничества с Приднестровьем и перенос на Тирасполь центра тяжести региональной политики России – это могло бы стать холодным душем для молдавских властей.

«Если в Москве в очередной раз задумаются об ответных мерах Кишиневу, пусть рассмотрят перспективы укрепления взаимодействия с Тирасполем. Начать можно с самых простых и символических вещей, к примеру, для начала какой-нибудь российский дипломат мог бы посетить Представительство Приднестровья в Москве», - подытожил Игорь Шорников.

Владик Магу, специально для NewsPMR.Com

Один отзыв на «Агрессия против России на Днестре»

  1. Аноним пишет:

    Для начала, Россия могла бы признать Приднестровье. Вот это - холодный душ. А все остальное - Божья роса….

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей